Наше здоровье
ПЛАН
организации опытно-экспериментальной деятельности по МОУ-сош №3
г. Красный Кут Саратовской области.
Тема опытно-экспериментальной деятельности:
« Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс»
Проблема:
• низкий уровень мотивации участников образовательного процесса
на сохранение и укрепление здоровья школьников
Цель:
• Валеологическая(здоровьесберегающая)- обеспечить условия для сохранения здоровья первоклассника
• Научная – апробировать опытно-экспериментальную программу
• Организационно-методическая- разработка модели организации образовательного процесса, направления деятельности, методические рекомендации, методы, формы работы, при котором обучение, развитие и воспитание учащихся способствуют сохранению и укреплению их здоровья.
Задачи:
• разработка нормативной, правовой и учебно-дидактической базы, обеспечивающей деятельность школы по сохранению и укреплению здоровья;
• выявление влияния внутришкольных факторов на состояние психического и физического здоровья школьников;
• определение способов организации образовательного процесса, способствующего устранению перегрузок учащихся
с учетом индивидуальных особенностей;
• предупреждение «школьных» заболеваний, оптимизация физических нагрузок, воспитание у детей ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;
• оказание своевременной систематической психолого-медико-педагогической помощи младшим школьникам;
• взаимодействие школы с семьей для полноценного развития детей младшего школьного возраста;
• активное внедрение в практику работы школы здоровьесберегающих технологий и отслеживание получаемых результатов.
• увеличение доли воспитательных мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников и создание условий для их гармоничного развития.
Направления работы:
1. Учебно- воспитательное- обеспечение оптимальной среды для организации жизни класса здоровья с внедрением в образовательный процесс здоровьесберегающих образовательных технолоий
2. Диагностическое – создание и внедрение комплекса мер в области охраны здоровья и выявления патологических изменений как в состоянии здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса, так и в организации среды для обучения и воспитания в образовательном учреждении
3. Профилактическое, коррекционное и лечебное – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии состояния здоровья школьников, оказание оздоровительных услуг в режиме учебно-воспитательного процесса
4. Научно-методическое и экспериментальное- внедрение результатов научных достижений в области сохранения и укрепления здоровья в практику образования.
5. Информационно-просветительское –пропаганда здорового образа жизни.
6. Координационное –связь со всеми учреждениями и организациями, заинтересованными в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.
Прогнозируемые результаты:
1. Снижение отрицательного воздействие внутришкольных факторов на состояние физического, психического здоровья школьников;
2. Устранение перегрузок учащихся в образовательном процессе;
3. Объективная оценка уровня здоровья уровня здоровья учащихся;
4. Определение системы медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья школьников;
5. Обобщение и распространение передового опыта педагогов по применению здоровьесберегающих технологий;
6. Установление тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями района и реализация совместного плана по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Участники опытно-экспериментальной работы:
Учителя начальных классов, учителя -предметники
- инициируют введение в учебно-познавательный процесс здоровьесберегающих технологий; обучают, просвещают, направляют и контролируют самочувствие и качество развития детей:
Воронина Т.В., Сыроева Т.Н., Каракулова Н.Е, Вельмякина О.В.,
Карамышева С.Ю., Шкодских Е.Н., Лазарева Е.Е.
Творческая группа опытно- экспериментальной работы: Лещенко Л.П.- учитель экологии, Коробкина И.В.- медсестра школы, Фатеева Н.И.- руководитель ШМО начальных классов, Очкасова С.И.- учитель начальных классов, Широцкая Т.И.- психолог.
Администрация
- поддерживает экспериментальную деятельность, включая инициативу учителей в экспериментальную деятельность школы(директор школы Чиженькова С.А., зам.директора по УВР Щербакова С.А.,Варакина Н.А., зам.директора по НМР Николаева Т.А., зам. директора по ВР
Широцкая Н.Г.
Сроки реализации опытно- экспериментальной деятельности: 2009-2012 годы
Ресурсное обеспечение эксперимента:
• Информационные: В.Ф.Базарный. Практическое пособие «Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома», изучение опыта других образовательных учреждений по данному вопросу
• Кадровые: учителя начальных классов высшей и первой квалификационных категорий
• Нормативно-правовые: Закон «Об образовании» РФ, Программа развития школы, программа опытно-экспериментальной деятельности по теме «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
• Программно-методические: методические рекомендации «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии , или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах». Приняты Минздравом России по согласованию с Министерством образования и науки РФ. В.Ф. Базарный. Практическое пособие «Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома»
• Материально- технические: конторки, контрастные коврики,, разноуровневая школьная мебель, магнитофон, магнитная доска, «кресты», офтальмотренажер на потолке, зрительные метки, переносное наборное полотно, оборудование медицинского кабинета, приобретение спортивного инвентаря.
• Бюджетноеи внебюджетное финансирование финансирование и добровольные пожертвования родителей
• Организационные: родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы с родителями, занятия в творческой группе эксперимента, совещания участников эксперимента, индивидуальные планы учителей- участников эксперимента, диагностические таблицы.
ЭТАПЫ ОПЫТНО
- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 этап. Констатирующий - Формирование нормативно – правовой базы опытно-экспериментальной работы ( положения об опытно-экспериментальной работе, об индивидуальном плане опытно- экспериментальной работы) -Создание творческой группы эксперимента -Создание Паспортов здоровья классов - Изучение информации по проблемам здоровьесбережения - Проведение родительских собраний - Практический семинар по ознакомлению с планом ОЭР и методикой В.Ф. Базарного II этап. Формирующий Комплексная экспертиза здоровья учащихся, включенных в экспериментальную работу. Анализ инфраструктуры и внутришкольной среды. Входящий мониторинг(скрининг-осмотр): -показатели физической подготовки учащихся
- рейды по организации физзарядки - анализ состояния медицинской помощи в школе -организация горячего питания в классах Подведение итогов:
-разработка модели Здорового ребенка -просветительская деятельность с учетом изученных данных медицинских карт учащихся(на родительских собраниях) III этап. Коррекционно- деятельностный -Рекомендации педагогам, родителям для восстановления здоровья первоклассников; -Помощь в овладении детьми знаниями по гигиене, санитарии, основам безопасности жизнедеятельности, основам здорового образа жизни Внедрение в учебно-воспитательный процесс принципов здоровьесберегающего образования Здоровьесберегающая педагогика на уроках: - оборудование учебных кабинетов всем необходимым для экспериментальной работы -ионизация воздуха в учебных кабинетах - введение в уроки физической культуры специальных комплексов упражнений для коррекции осанки и профилактики детского сколиоза; - контрастные коврики под ноги -гимнастика для глаз с помощью офтальмотренажеров - обучение учащихся в режиме динамических поз с использованием конторок - режим движения наглядного материала -сенсорно-координаторные тренажи -детское хоровое пение по методике Струве Здоровьесберегающая педагогика во внеурочное и рекреационное время - закаливание - седативные и витаминизированные фиточаи -динамическая пауза Здоровьесберегающая педагогика дома: - утренняя гимнастика Итоговый мониторинг(скрининг-осмотр)
|
Мониторинг здоровья школьников в МОУ-сош №3 г. Красный Кут |
Класс |
Колличество учащихся |
Инвалиды | Колличество часто болеющих детей |
Основная | Подготовительная |
Специальная |
освобождение от физ-ры |
Избыток веса | Дефицит веса |
Пропуски по болезни (дней) |
2а | 23 | 1 | 23 | 3 | 6 | 68 | ||||
2б | 25 | 1 | 24 | 1 | 2 | 7 | 38 | |||
2в | 18 | 2 | 17 | 1 | 2 | 4 | 82 | |||
3а | 25 | 1 | 1 | 23 | 1 | 1 | 1 | 13 | 18 | |
3б | 25 | 24 | 1 | 16 | 27 | |||||
4а | 24 | 2 | 24 | 1 | 16 | 24 | ||||
4б | 25 | 2 | 24 | 1 | 12 | 89 | 89 | |||
4в | 14 | 2 | 14 | 9 | 43 | |||||
6а | 21 | 5 | 21 | 1 | 18 | 124 | ||||
6б | 25 | 1 | 25 | 1 | 13 | 74 | ||||
6в | 16 | 1 | 15 | 1 | 8 | 30 | ||||
7а | 21 | 20 | 1 | 1 | 18 | 29 | ||||
7б | 16 | 1 | 13 | 3 | 12 | 65 | ||||
7в | 14 | 1 | 14 | 7 | 10 | |||||
8а | 21 | 1 | 1 | 16 | 6 | 2 | 17 | 53 | ||
8б | 22 | 2 | 19 | 3 | 1 | 18 | 68 | |||
9а | 19 | 2 | 15 | 4 | 2 | 8 | 59 | |||
9б | 22 | 2 | 18 | 1 | 2 | 1 | 1 | 17 | 60 | |
9в | 24 | 1 | 24 | 2 | 16 | 44 | ||||
9г | 23 | 1 | 22 | 1 | 21 | 52 | ||||
10а | 21 | 2 | 18 | 3 | 15 | 47 | ||||
10б | 23 | 1 | 2 | 19 | 2 | 1 | 1 | 2 | 18 | 76 |
11а | 11 | 1 | 10 | 1 | 7 | 36 | ||||
Итого | 479 | 4 | 33 | 442 | 26 | 7 | 4 | 22 | 296 | 1216 |
Показатели здоровья учащихся 1 классов
Класс |
Колличество учащихся
|
Колличество часто болеющих детей |
Основная | Подготовительная | Специальная | освобождение от физ-ры | Избыток веса | Дефицит веса |
Пропуски по болезни (дней) |
1а | 22 | 1 | 21 | 1 | 3 | 5 | 10 | ||
1б | 21 | 1 | 20 | 1 | 8 | 5 | 22 | ||
1в | 21 | 1 | 21 | 9 | 3 | 28 | |||
ИТОГО | 64 | 3 | 62 | 2 | 20 | 13 | 60 |
Показатели здоровья учащихся 5 классов
Класс |
Колличество учащихся |
Колличество часто болеющих детей |
Основная | Подготовительная | Специальная | освобождение от физ-ры | Избыток веса | Дефицит веса |
Пропуски по болезни (дней) |
5а | 23 | 2 | 21 | 2 | 17 | 63 | |||
5б | 25 | 4 | 23 | 1 | 1 | 1 | 1 | 21 | 64 |
5в | 24 | 3 | 21 | 3 | 17 | 56 | |||
ИТОГО | 72 | 9 | 65 | 6 | 1 | 1 | 1 | 55 | 183 |
1