flexsmm

Урок обучения грамоте на тему Заглавные буквы Х,Ж.автор Фатеева Н.И

                      Фатеева Наталья Ивановна.  1 класс

Конспект урока обучения грамоте по теме:

«Заглавные буквы Х и Ж.  Сказки Андерсена».

 (2 урока)

Цели урока:

Познакомить детей с заглавными буквами Х и Ж;

Развивать интерес детей при прочтении сказок Х.К. Андерсена; познакомить с творчеством художника В. Кокорина

Воспитывать в детях творческое воображение.

 

Ход урока.

 

I. Орг. момент.

 

С добрым утром. Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать.

Всем работать, отвечать!

 

II.Марафон вопросов

 

-Из чего состоит наша речь?

-А предложение?

- А слова?

- Чем отличаются звуки от букв?

- На какие группы разделили все звуки?

-Назовите гласные. Докажите.

-Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного звука?

- Мягкость.

-Назовите хитрые гласные. Почему?

-Приведите примеры, когда обозначают два звука?  (яма, Яна, Юла, Юля, елка)

-Когда эти гласные обозначают мягкость согласного звука? Например. Дядя, дятел,  дюшес

дерево

-Назовите согласные

-Докажите.

-Как разделили согласные?

-Что вы знаете о букве Ж?

- Что вы знаете о букве         Х?

III. Работа по Азбуке (стр. 130)

 

- Рассмотрите страницу Азбуки.

 

Сформулируйте тему урока.

 

- Чем будем заниматься на уроке?

 

1) Сравнение графики букв Х и Ж.

 

 

- Вам уже известны строчные буквы «х» и «ж».

 Чем они похожи, чем отличаются?

На что похожи заглавные буквы Х и Ж?

 А для чего нужны заглавные Х и. Ж? Верно.

 Без этих букв мы не могли бы написать фамилию, имя, название города Хабаровск, т.е. имена собственные.

 Напомните мне, какие имена существительные называются собственными (Ф.И.О. людей, названия рек, городов, стран, морей, клички животных и т.д.).

IV. Работа в прописи.

Рассмотрите печатные буквы Х.

 Чем Заглавная буква отличается от строчной?

Рассмотрите печатные буквы Ж.

 Чем Заглавная буква отличается от строчной?

Что можно сказать о письменном варианте букв?

-Откройте пропись на стр. 19.

Первые две строки чередование букв Х и Ж .

= Прочитайте про себя слова с заглавными буквами.

Подчеркните самую красивую.

- Назовите:

  • Имя девочки - напишите его
  • Назовите город в Японии - запишите его
  • Назовите город в России - напишите его
  • Прочитайте название народного промысла. - Запишите его.

Физминутка

(для глаз)

V. Чтение слов и предложений.

- Жанна. Жора. Почему слова записаны с заглавной буквы?

 -Подчеркните заглавную букву в именах.

 

 

 

- Найдите и прочитайте имя знаменитого датского сказочника.

 Ханс Кристиан Андерсен.

 

- Прочитайте имя веселого поэта. Даниил Хармс «Тигр на улице»,»«Кораблик.»

 

- А кто такой Жорж Сименон?

Узнайте о нем из предложений.

 

Вопросы по тексту:

- Что значит зарубежные писатели?

- Что писали Х. Андерсен и Ж. Сименон?

- Как вы понимаете выражение детективные романы?

 (Большие произведения о раскрытии запутанных преступлений.)

- Только ли для детей писал Д. Хармс?

 

VI. Я предлагаю вам послушать одно из его детских стихотворений:

(фонограмма)

 

Несчастная кошка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Воздушные шарики надо купить!

 

И сразу столпился народ на дороге,

Шумит и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит.

 

- Понравилось ли вам это стихотворение?

 

- Как автор предлагает помочь кошке?

 

VII. Знакомство со сказками Андерсена.

 

-А теперь продолжим знакомство с творчеством детских писателей.

 -Сегодня речь пойдет о Хансе Кристиане Андерсене.

-В каком жанре работал этот писатель?

- Чтобы узнать больше прочитаем текст «Сказки Андерсена» на стр.130

  • Чтение про себя
  • Чтение по цепочке.
  • Выборочное чтение.

- Где родился Андерсен? (открывается опорное слово)

- Дания - это город в России или страна?

-Чем любил заниматься взрослый Андерсен? (путешествовать)

- Какие из сказок Андерсена вы знаете?

-Какой характер у сказок Андерсена.

-Обобщит и дополнит наши сведения Кристина, выступив с небольшим сообщением.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года. Его мать была прачкой, а отец башмачником. Семья жила очень бедно. Уже в детстве Ханс любил фантазировать, наполняя свою жизнь сказочными образами. Любимой игрой маленького Ханса был кукольный театр. В 14 лет он поехал в Копенгаген, чтобы стать знаменитым. И после многих лет испытаний и лишений он достиг своей цели: стал знаменитым сказочником.

- Какие сказки Андерсена вы знаете?

-Проверим, сможете ли вы их узнать. Работать будем в парах. У вас на столах лежат кроссворды. Напишите на листах свои имена.Я загадываю загадки, а вы должны узнать сказку и записать  в кроссворд. Если мы правильно заполним кроссворд, то узнаем, в каком городе родился Андерсен.

1.     В какой сказке Андерсена солдат влюбился и женился на принцессе?

  ( Огниво)

       2.  Появилась девочка в чашечке цветка.

       И была та девочка чуть больше ноготка.

       В ореховой скорлупке девочка спала,

       Вот какая девочка, как она мала.               (Дюймовочка)

 

3.  Пусть Королева снега

     Неприступна и горда.

    Но дружба и любовь сильнее,

    Ведь Каю помогла она. Кто? (Герда)

 

4. В детстве был большим уродцем.

   А как вырос, стал царь - птицей.

   Ну, о ком здесь говорится?

   Что  за сказка молвится?  (гадкий утенок)

 

 

5. В какой сказке Андерсена принц пас синей? ( Свинопас)

6. В какой сказке принцесса освобождает 11 своих братьев? Каким образом? (Дикие лебеди. Вяжет рубашки из крапивы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

г

н

и

в

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

ю

й

м

о

в

о

ч

к

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

е

р

д

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у

т

ё

н

о

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

в

и

н

о

п

а

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

и

к

и

е

 

л

е

б

е

д

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте название города, в котором родился Андерсен. ( Оденсе)

 

 

С раннего детства и всю жизнь живут с нами стойкий Оловянный солдатик и маленькая Дюймовочка, Гадкий утенок и девочка Герда. Немного на земле стран, где бы дети и взрослые не знали героев сказок Андерсена. В этих сказках есть все, что должно быть в настоящем, хорошем человеке: уважение к мужеству; доброта и жалость ко всем, кому плохо; любовь к простым людям, насмешка над чванливыми и бессердечными и презрение к ним. В этих сказках рядом живут слезы и смех, горе и радость - все, как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

 

Дополнительный материал

-Еще мне сегодня хотелось познакомить вас с замечательным художником Владимиром Кокориным

 

- Узнайте героев сказок на иллюстрациях, которые выполнил художник Анатолий Владимирович Кокорин (1908-1987). Художник вспоминал: «Когда я был маленьким мальчиком, мне подарили книгу в красном переплете. На ней золотыми буквами было написано: «Сказки Х.-К. Андерсена». С замиранием сердца читал я эти удивительные сказки. В книге было много картинок. Подолгу я их рассматривал, и передо мной возникали необычные страны, старинные города, крестьянские домики, не похожие на наши. В разных странах художники рисуют иллюстрации к сказкам Андерсена. Рисунки одного никогда не бывают похожи на рисунки другого. Каждый художник изображает сказку по-своему, как он ее понимает и чувствует. Это все равно, как одну и ту же песенку спеть разными голосами. Уже много лет я иллюстрирую сказки Андерсена. И всегда стараюсь, чтобы рисунки несли добро, благородство и передавали детям мою любовь к Великому сказочнику. Немало часов я провел в библиотеках. Отыскивал старинные альбомы, книги, в которых мог посмотреть все, прочитать, зарисовать. А потом я поехал в Данию, чтобы увидеть своими глазами страну Андерсена... Ах, как приятно держать в руках только что вышедшую из печати, еще пахнущую типографской краской книжку с собственными рисунками! Радостно, что многие тысячи ребят будут читать ее, разглядывать картинки. Главное - труд художника принес пользу».

 

- А  я очень хочу, чтобы вы выступили в роли иллюстраторов. Дома вам предстоит нарисовать своих сказочных героев. Очень интересно, к какой сказке Х.-К. Андерсена вы нарисуете больше рисунков. Наверно, это будет самая добрая и волшебная сказка. Завтра мы узнаем ее название.

Физкультминутка.

V. Закрепление и повторение пройденного материала.

= Продолжаем работу в Прописи стр.19

- Какое правило мы выучили на прошлом уроке?

= Прочитайте слова, определите их число.

Запишите слова, изменив единственное число на множественное.

- Какие слова записали? На какое они правило?

Что вы знаете о буквах Ж,Ш?

-Как проверить парную согласную.

- Распределите буквы по словам, подберите проверочные слова.

 

III. В конце урока учителем и читающими детьми прочитывается стихотворение Юнны Мориц «Песенка про сказку».

 

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

 

- Понравилось ли вам это стихотворение?

 

- Можно ли пропеть его? Давайте попробуем.

 

- Почему все дети любят сказки?

 

- Как автор называет сказку? (Умница и прелесть)

 А еще Юнна Мориц называет сказку обожаемой.

 

Выразительное чтение стихотворения учителем и читающими детьми.

 

IV. Подведение итогов урока.

 

- Какие буквы на сегодняшнем уроке были именинницами?

- Что это за звуки?

- Назовите имена людей, которые начинаются с букв Х и Ж.

 

- О каких писателях и поэтах мы говорили на уроке?

-Что нового узнали на уроке?

-Что показалось сложным?

-Давайте оценим работу класса на уроке.

-Откройте дневники и оцените свою работу на уроке обучения грамоте.

 

 

V. Домашнее задание.

 

Нарисовать иллюстрацию к сказкам Х.-К. Андерсена, выучить по желанию стихотворение Ю. Мориц.

 

День матери в 6А классе

26 ноября в 6А классе был проведён классный час «Перед Матерью в вечном долгу», посвящённый международному Дню Матери.

Неделя математики

С 5 - 9 декабря в школе проходила Недели математики и информатики

 

Первенство школы по шахматам

12 ноября среди учащихся школы проходило первенство по шахматам.

День пожилого человека.

1 октября в нашей стране отмечался праздник "День пожилого человека".

Всероссийский игровой конкурс по естествознанию.

Наша школа впервые стала участницей Всероссийского игрового конкурса по естествознанию, в котором приняли участие 40 наших учеников.