Урок русского языка в 4 классе.Правописание глаголов,автор Очкасова С.И.
Урок 82
Тема: Правописание глаголов
Цели: создать условия для обобщения учащимися знаний правописания глаголов;
организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:
регулятивных, познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных учебных действий.
Используемые методы: групповой, деятельный, наглядный,
проблемный.
Оборудование: учебник Русский язык 4 кл. С.В.Иванов¸
опорные таблицы;
таблички с названиями отделов (отдел информации, отдел новостей, отдел рекламы, отдел писем);
рубрики для газеты «Дом, в котором живет глагол», «Летопись глагола», «Путь к успеху», «Глаголовед»,
«Мнение эксперта», «Рейтинг исследований», « Реклама», «Объявления»;
карточки с заданиями для работы отделов;
словари (этимологический, толковый, синонимов),
дополнительная учебная литература («Я познаю мир», «Дружок» и др.)
Сценарий урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Определение целей урока.
Загадка.
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам,
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)
Сегодня урок русского языка предлагаю провести в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты».
Прочтем статьи из словарей:
1. Происхождение слова? (Этимологический словарь, с. 86-87)
2. Что такое газета? (Толковый словарь, т.I, с.296)
Редколлегиям всех отделов (информации, новостей, писем, рекламы) предстоит подготовить к выпуску номер газеты для школьников, изучающих части речи.
Определим название газеты (т.е. тему урока), убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:
П |
Х |
Г |
Л |
С |
Ш |
А |
Г |
К |
О |
Л |
Что по-вашему нужно рассказать о глаголе?
§ Как устроена эта часть речи
§ Какие ошибкоопасные места таит в себе
§ Что-то интересное, чтобы увлечь читателя
Каждая группа выполняет задания. После выполнения отчитывается редактор
отдела. Отделы прошу приступить к работе.
III. Работа в творческих группах.
Задание №1.
Отдел информации (1)
- Дайте в номер известную вам информацию о глаголе, ответив на вопросы (ответы записывают на обратной стороне).
Что такое глагол? |
Что он обозначает? |
На какие вопросы отвечает? |
- Найдите в стихотворении все глаголы, Запишите их в неопределённой форме
Интересная часть речи В русском языке живет, Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит- Все расскажет нам глагол |
жить делать рассказать чертить писать петь вышивать пахать забивать варить жарить мыть чистить рассказать |
Отдел новостей (1)
1. Используя дополнительную литературу, попробуйте объяснить выражение: «Устами младенца глаголет истина».
(Из пособия по русскому языку Т. Давыдовой: «Термин глагол - это перевод латинского слова verbum, означающего «слово, речь». В древнем русском языке было слово глаголить, что значило «говорить». А в современном русском языке есть слово разглагольствовать. А назвали эту часть речи именно так потому, что она рассказывает о предмете: что он делает, или делал, или сделал...» - с. 26. Выражение означает... )
2. Проведите исследование: с помощью словаря и детской энциклопедии «Я познаю мир» узнайте, как часто употребляется глагол в нашей речи.
(Из тома «Русский язык» В. Волиной: «По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребительными являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, значить. А все возможные формы, которые образуют наши глаголы, и перечислить почти невозможно. Глагол - самая живая часть речи.» - с. 301. В толковом словаре на странице ... мы нашли ... глаголов и т.д.)
Отдел рекламы (1)
Вам необходимо прорекламировать разнообразие и богатство глаголов. Для этого выполните задания и сделайте выводы.
1. Объясните значение подчеркнутых слов.
За столом сказала мать:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно? (О многозначности глаголов)
2. Подберите глаголы-антонимы:
Замёрз -... говорит - ... работает - ...
3. Назови одним словом глаголы.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару. (О синонимах)
Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.
Отдел писем (1)
В письмах читателей очень часто встречается глагол говорит. Замените его другим.
Саша громко говорил.
Ученица невнятно говорит у доски.
Мама тихо говорит сыну «спокойной ночи».
Петя говорит правило.
Друзья говорили за чашкой чая.
Малыш что-то говорил себе под нос.
(Если трудно, воспользоваться словарём синонимов.)
Задание №2.
Отдел информации (2)
Дайте сведения о двух постоянных признаках глагола.
Вид глагола. Как его определить? |
Как определить спряжение ? |
Роль в предложении |
Отдел новостей (2)
Соберите новости, которые узнали о глаголе в 4 классе. Выберите правильное утверждение.
1. Глаголы
А) склоняются
Б) спрягаются
2. Спряжением глагола называется
А) изменение глагола по падежам
Б) изменение глагола по родам и числам
В) изменение глагола по лицам и числам
3. Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют
А) относятся к 1 спряжению
Б) относятся ко 2 спряжению
4. Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят
А) относятся к 1 спряжению
Б) относятся ко 2 спряжению
5. Лицо глагола определяют
А) по предлогу
Б) по частице бы
В) по существительному
Г) по личному местоимению
6. Глаголы-исключения: брить, стелить относятся
А) к 1 спряжению
Б) ко 2 спряжению
7. Глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть относятся
А) к 1 спряжению
Б) ко 2 спряжению
Отдел писем (2)
В ваш отдел пришло письмо о путешествии двух друзей. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они и вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. В лесу они находят ягоды черники. После еды ребята повеселились и быстро находили дорогу домой.
Отдел рекламы (2)
Прорекламировать порядок алгоритма определения спряжения глаголов. (Детям выдаётся инструкция определения спряжения глаголов¸ но не по порядку¸ а вразброс. Задача: восстановить последовательность действий.)
|
Если окончание безударное, то образуем форму 3-го лица множественного числа (в этой форме иногда можно ясно услышать окончание: -ут, -ют, или -ат, -ят). |
|
Если по личной форме 3-го лица множественного числа спряжение определить нельзя, то образуем начальную форму. |
|
Если в начальной форме глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить), то это глагол 2 спряжения. |
|
Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения. |
|
Выбираю букву и пишу окончание. |
Вывод: будешь следовать этому алгоритму - никогда не ошибешься!
Задание №3.
Отдел информации (3)
1. Проинформируйте читателей о непостоянных признаках глагола.
Какое наклонение может быть у глагола? |
Как изменяется глагол по временам? |
2. На примере глагола читать проиллюстрируйте эти изменения.
Отдел новостей (3)
В 4-ом классе мы узнали много орфограмм глагола. Постарайтесь вспомнить все и заполните рубрику газеты «Глаголография».
Правописание безударных личных окончаний |
Правописание -тся или -ться |
Мягкий знак (ь) после шипящих |
Не с глаголами |
Правописание суффиксов глаголов |
Отдел писем (3)
Запишите глаголы в соответствующие столбики.
- (Не)бояться, (не)волить, (не)лишать, (не)слышать, (не)взлюбить, (не)навидеть.
«не» раздельно |
«не» слитно |
не лишать |
невзлюбить |
не слышать |
неволить |
не бояться |
ненавидеть |
- Он гордит_ся, нельзя устроит_ся, надо купат_ся, гусь щиплет_ся, они учат_ся, любит учит_ся.
- тся |
- ться |
он гордится |
нельзя устроиться |
гусь щиплется |
надо купаться |
они учатся |
любит учиться |
- Подкорм_шь, встреча_м, сажа_те, обид_м, надкус_т, запута_шь.
1 спр.(е) |
2 спр. (и) |
встречаем |
подкормишь |
сажаете |
обидим |
запутаешь |
надкусит |
- Слыш_л, клее_л, завис_л, спор_л, вид_л, ла_л, посе_л, стро_л, выздоров_л.
- ал, - ял |
- ел |
- ил |
слышал |
зависел |
клеил |
лаял |
видел |
спорил |
посеял |
выздоровел |
строил |
- Прилеч(?), спешиш(?), жуёш(?), хорош(?), спряч(?), отреж(?), сторож(?), береч(?), помоч(?), знаеш(?), назнач(?).
Неопр. форма |
2 лицо ед. ч. |
Повелит. накл. |
прилечь |
спешишь |
спрячь |
беречь |
жуёшь |
отрежь |
помочь |
знаешь |
назначь |
При проверке определяем соответствие примеров вышеуказанным орфограммам.
Отдел рекламы (3)
Предлагаю с помощью дополнительной литературы прорекламировать вот эти интересные глаголы: победить, убедить, очутиться, ощутить. Как грамотно сказать про себя в будущем времени? Я (что сделаю?) ..., ..., ... .
(Из пособия по русскому языку Т. Давыдовой: «А вот вам ещё один интересный глагол победить. Попробуйте-ка сказать про себя в будущем времени:
Я... (что сделаю?) победю? побежу?
Вы можете сказать:
Я одержу победу! или Я стану победителем!
В чём дело? А в том, что глагол победить просто не имеет формы первого лица единственного числа и поэтому называется недостаточным глаголом. А стал он таким по закону благозвучия. Ведь слова победю или побежу звучат не очень красиво. Невозможно глаголы убедить, очутиться, ощутить изменить так, чтобы можно было сказать про себя:
Я.. убежу?
Я... очутюсь?
Я... ощущу?
Говорить нужно так: Я постараюсь убедить. Я могу очутиться. Я попытаюсь ощутить.» - с. 27-28.) Попробуйте сами сказать про себя в будущем времени: дерзить, шелестеть, пылесосить.
IV. Проверка усвоения знаний.
Рубрика «Мнение эксперта»
Что ж, вы наполнили все рубрики классной газеты интересной информацией о глаголе. Газета получилась научно-познавательная. И мне хочется от себя добавить пару рубрик. Поведем исследование: как усвоен материал по теме «Глагол» учащимися 4-Б.
Тест с выбором ответа. Самопроверка по ключу. (Презентация прилагается.)
Результаты фиксируем в рубрике «Мнение эксперта» с помощью графика. Объявляем знатока глагола.
Усвоившие материал, с легкостью будут выполнять морфологический разбор глагола. К тому же начнем изучать новую часть речи, которую Древние римляне назвали «приглаголием».
V. Домашнее задание.
Рубрика «Объявление»
Дорогой друг! Мне очень приятно узнать от тебя впечатления о сегодняшнем уроке русского языка. Поделись тем, что ты хорошо усвоил, а какие вопросы по пройденной теме тебе ещё даются с трудом. Я постараюсь тебе помочь.
Дата Твоя учительница Светлана Ивановна.
P.S. ............. Предлагаю другое задание: просмотрите § 67-81 учебника и найдите информацию, которую в газете не осветили.
|
Учитель МОУ-сош №3
г. Красный Кут Саратовской области
Очкасова Светлана Ивановна.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в тик ток