flexsmm

Урок русского языка в 4 классе.Правописание глаголов,автор Очкасова С.И.

Урок 82

 

Тема: Правописание глаголов

Цели: создать условия для обобщения учащимися знаний правописания глаголов;

организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:

           регулятивных, познавательных, личностных учебных             действий, коммуникативных учебных действий.

 

Используемые методы: групповой,  деятельный, наглядный,                

           проблемный.

Оборудование: учебник Русский язык 4 кл. С.В.Иванов¸  

опорные таблицы;

           таблички с названиями отделов (отдел информации, отдел новостей, отдел рекламы, отдел писем);

           рубрики для газеты «Дом, в котором живет глагол»,     «Летопись глагола», «Путь к успеху», «Глаголовед», 

           «Мнение эксперта», «Рейтинг исследований», « Реклама», «Объявления»;     

           карточки с заданиями для работы отделов;

           словари (этимологический, толковый, синонимов),

            дополнительная учебная литература («Я познаю мир»,     «Дружок» и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий урока

I.                  Организационный момент.

II.                Актуализация знаний. Определение целей урока.

Загадка.

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам,

На одном таком листе

Много разных новостей.       (Газета)

             Сегодня урок русского языка предлагаю провести в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты».

Прочтем статьи из словарей:

1.      Происхождение слова? (Этимологический словарь, с. 86-87)

2.      Что такое газета? (Толковый словарь, т.I, с.296)

 Редколлегиям всех отделов (информации, новостей, писем, рекламы) предстоит подготовить к выпуску номер газеты для школьников, изучающих части речи.                                            

            Определим название газеты (т.е. тему урока), убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:

 

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

 

            Что по-вашему нужно рассказать о глаголе?

§  Как устроена эта часть речи

§  Какие ошибкоопасные места таит в себе

§  Что-то интересное, чтобы увлечь читателя

Каждая группа выполняет задания. После выполнения отчитывается редактор

отдела. Отделы прошу приступить к работе.

 

III.           Работа в творческих группах.

 

Задание №1.

 

Отдел информации (1)

  1. Дайте в номер известную вам информацию о глаголе, ответив на вопросы (ответы записывают на обратной стороне).

 

Что такое глагол?

Что он обозначает?

На какие вопросы отвечает?

 

  1. Найдите в стихотворении все глаголы, Запишите их в неопределённой форме

 

 

 

 

Интересная часть речи

В русском языке живет,

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Все расскажет нам глагол

жить

делать

рассказать

чертить

писать

петь

вышивать

пахать

забивать

варить

жарить

мыть

чистить

рассказать

 

Отдел новостей (1)

1.      Используя дополнительную литературу, попробуйте объяснить выражение: «Устами младенца глаголет истина».

(Из пособия по русскому языку Т. Давыдовой: «Термин глагол - это перевод латинского слова verbum, означающего «слово, речь». В древнем русском языке было слово глаголить, что значило «говорить». А в современном русском языке есть слово разглагольствовать. А назвали эту часть речи именно так потому, что она рассказывает о предмете: что он делает, или делал, или сделал...» - с. 26. Выражение означает... )

2.      Проведите исследование: с помощью словаря и детской энциклопедии «Я познаю мир» узнайте, как часто употребляется глагол в нашей речи.

(Из тома «Русский язык» В. Волиной: «По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребительными являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, значить. А все возможные формы, которые образуют наши глаголы, и перечислить почти невозможно. Глагол - самая живая часть речи.» - с. 301. В толковом словаре на странице ... мы нашли ... глаголов и т.д.)

 

Отдел рекламы (1)

Вам необходимо прорекламировать разнообразие и богатство глаголов. Для этого выполните задания и сделайте выводы.

1.      Объясните значение подчеркнутых слов.

За столом сказала мать:

Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

А болтать ногами можно?                        (О многозначности глаголов)

2.   Подберите глаголы-антонимы:

Замёрз -...      говорит - ...   работает - ...

3.   Назови одним словом глаголы.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.                             (О синонимах)

Вывод:  чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.

 

Отдел писем (1)

В письмах читателей очень часто встречается глагол говорит. Замените его другим.

Саша громко говорил.

Ученица невнятно говорит у доски.

Мама тихо говорит сыну «спокойной ночи».

Петя говорит правило.

Друзья говорили за чашкой чая.

Малыш что-то говорил себе под нос.

(Если трудно, воспользоваться словарём синонимов.)

 

Задание №2.

 

Отдел информации (2)

            Дайте сведения о двух постоянных признаках глагола.

 

Вид глагола. Как его определить?

Как определить спряжение ?

Роль в предложении

 

Отдел новостей (2)

            Соберите новости, которые узнали о глаголе в 4 классе. Выберите правильное утверждение.

1. Глаголы

А) склоняются

Б) спрягаются

2. Спряжением глагола называется

А) изменение глагола по падежам

Б) изменение глагола по родам и числам

В) изменение глагола по лицам и числам

3. Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют

А) относятся к 1 спряжению

Б) относятся ко 2 спряжению

4. Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят

А) относятся к 1 спряжению

Б) относятся ко 2 спряжению

5. Лицо глагола определяют

А) по предлогу

Б) по частице бы

В) по существительному

Г) по личному местоимению

6. Глаголы-исключения: брить, стелить относятся

А) к 1 спряжению

Б) ко 2 спряжению

7. Глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть относятся

А) к 1 спряжению

Б) ко 2 спряжению

 

Отдел писем (2)

            В ваш отдел пришло письмо о путешествии двух друзей. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

            Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они и вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. В лесу они находят ягоды черники. После еды ребята повеселились и быстро находили дорогу домой.

 

Отдел рекламы (2)

            Прорекламировать порядок алгоритма определения спряжения глаголов.        (Детям выдаётся инструкция определения спряжения глаголов¸ но не по порядку¸ а вразброс. Задача: восстановить последовательность действий.)

 

 

Если окончание безударное, то образуем форму 3-го лица множественного числа (в этой форме иногда можно ясно услышать окончание: -ут, -ют, или -ат, -ят).

 

Если по личной форме 3-го лица множественного числа спряжение определить нельзя, то образуем начальную форму.

 

Если в начальной форме глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить), то это глагол 2 спряжения.

 

Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения.

 

Выбираю букву и пишу окончание.

Вывод: будешь следовать этому алгоритму - никогда не ошибешься!

 

Задание №3.

 

Отдел информации (3)

1.      Проинформируйте читателей о непостоянных признаках глагола.

 

  Какое наклонение может быть у глагола?

Как изменяется глагол по временам?              

 

            2. На примере глагола читать проиллюстрируйте эти изменения.

 

Отдел новостей (3)

            В 4-ом классе мы узнали много орфограмм глагола. Постарайтесь вспомнить все и заполните рубрику газеты «Глаголография».

 

 Правописание безударных личных окончаний

Правописание -тся или -ться              

Мягкий знак (ь) после шипящих

Не с глаголами

Правописание суффиксов глаголов

 

Отдел писем (3)

            Запишите глаголы в соответствующие столбики.

  1. (Не)бояться, (не)волить, (не)лишать, (не)слышать, (не)взлюбить, (не)навидеть.

 

«не» раздельно

«не» слитно

не лишать

невзлюбить

не слышать

неволить

не бояться

ненавидеть

 

  1. Он гордит_ся, нельзя устроит_ся, надо купат_ся, гусь щиплет_ся, они учат_ся, любит учит_ся.

 

- тся

- ться

он гордится

нельзя устроиться

гусь щиплется

надо купаться

они учатся

любит учиться

 

  1. Подкорм_шь, встреча_м, сажа_те, обид_м, надкус_т, запута_шь.

 

1 спр.(е)

2 спр. (и)

встречаем

подкормишь

сажаете

обидим

запутаешь

надкусит

 

  1. Слыш_л, клее_л, завис_л, спор_л, вид_л, ла_л, посе_л, стро_л, выздоров_л.

 

- ал, - ял

 - ел

 - ил

 слышал

 зависел

клеил

 лаял

 видел

спорил

 посеял

 выздоровел

строил

 

  1. Прилеч(?), спешиш(?), жуёш(?), хорош(?), спряч(?), отреж(?), сторож(?), береч(?), помоч(?), знаеш(?), назнач(?).

 

Неопр. форма

 2 лицо ед. ч.

 Повелит. накл.

 прилечь

 спешишь

спрячь

 беречь

 жуёшь

отрежь

 помочь

 знаешь

назначь

 

При проверке определяем соответствие примеров вышеуказанным орфограммам.

 

Отдел рекламы (3)

            Предлагаю с помощью дополнительной литературы прорекламировать вот эти интересные глаголы: победить, убедить, очутиться, ощутить. Как грамотно сказать про себя в будущем времени? Я (что сделаю?) ...,  ...,  ... .

            (Из пособия по русскому языку Т. Давыдовой: «А вот вам ещё один интересный глагол победить. Попробуйте-ка сказать про себя в будущем времени:

            Я... (что сделаю?) победю? побежу?

Вы можете сказать:

Я одержу победу! или Я стану победителем!

В чём дело? А в том, что глагол победить просто не имеет формы первого лица единственного числа и поэтому называется недостаточным глаголом. А стал он таким по закону благозвучия. Ведь слова победю или побежу звучат не очень красиво. Невозможно глаголы убедить, очутиться, ощутить изменить так, чтобы можно было сказать про себя:

Я.. убежу?

Я... очутюсь?

Я... ощущу?

Говорить нужно так: Я постараюсь убедить. Я могу очутиться. Я попытаюсь ощутить.» - с. 27-28.) Попробуйте сами сказать про себя в будущем времени: дерзить, шелестеть, пылесосить.

 

 

IV.           Проверка усвоения знаний.

Рубрика «Мнение эксперта»

            Что ж, вы наполнили все рубрики классной газеты интересной информацией о глаголе. Газета получилась научно-познавательная. И мне хочется от себя добавить пару рубрик. Поведем исследование: как усвоен материал по теме «Глагол» учащимися 4-Б.

            Тест с выбором ответа. Самопроверка по ключу. (Презентация  прилагается.)

            Результаты фиксируем в рубрике «Мнение эксперта» с помощью графика.  Объявляем знатока глагола.

            Усвоившие материал, с легкостью будут выполнять морфологический разбор глагола. К тому же начнем изучать новую часть речи, которую Древние римляне назвали «приглаголием».

 

V.               Домашнее задание.

Рубрика «Объявление»

 

 

Дорогой друг!

             Мне очень приятно узнать от тебя впечатления о сегодняшнем   уроке русского языка. Поделись тем, что ты хорошо усвоил, а какие вопросы по пройденной теме тебе ещё  даются с трудом. Я постараюсь тебе помочь.

 

Дата                                                   Твоя учительница Светлана Ивановна.

 

P.S.    ............. Предлагаю другое задание: просмотрите § 67-81 учебника и найдите информацию, которую в газете не осветили.

 

 

 

Учитель МОУ-сош №3

г. Красный Кут Саратовской области

Очкасова Светлана Ивановна.

 

 

День матери в 6А классе

26 ноября в 6А классе был проведён классный час «Перед Матерью в вечном долгу», посвящённый международному Дню Матери.

Неделя математики

С 5 - 9 декабря в школе проходила Недели математики и информатики

 

Первенство школы по шахматам

12 ноября среди учащихся школы проходило первенство по шахматам.

День пожилого человека.

1 октября в нашей стране отмечался праздник "День пожилого человека".

Всероссийский игровой конкурс по естествознанию.

Наша школа впервые стала участницей Всероссийского игрового конкурса по естествознанию, в котором приняли участие 40 наших учеников.