Урок музыки
Урок музыки
автор - учитель музыки Карамышева Светлана Юрьевна
Урок в 5 классе 4 четверть на тему: «Услышь покой и красоту природы…»
Ход урока
I. Вступление, введение в тему.
Вход под голоса природы.
- Здравствуйте, ребята!
Я приветствую вас сегодня на уроке музыки. Но вместе со мной вас приветствуют разные голоса. А какие?
(пение птиц, журчание ручья, голоса природы).
- Верно. Это голоса природы.
А можно их назвать музыкой?
(Да)
- Почему? (Потому что голоса – это звуки. А музыка состоит из звуков).
Значит, мы слышим музыку природы. (Выключить).
Природа вдохновляет человека: поэт создает лирические стихи, художник пишет живописные полотна, а композитор? (музыку) – Музыку.
Сегодня, ребята, мы будем учиться слушать необыкновенную музыку, а одухотворенную тишиной,- услышим покой и красоту природы (указать на доску).
- А только ли в окружающем нас мире мы слышим музыку природы? (сомневаются)
II. Экспозиция. Погружение в тему на основе (основного) главного материала.
Давайте представим. Мы пришли в музей на выставку картин…
на экране крупным планом листаются картины природы без названия.
1. Левитан «Весна. Большая вода».
2. Шишкин «В лесу графини Моревиновой».
3. Куинджи « Березовая роща».
4. Левитан «Вечерний звон».
Затем картины располагаются по четырем углам.
Сопоставление:
- Внимательно вглядитесь в картины природы. Прислушайтесь к ним. Какая из них наиболее музыкальна? ( указывают на «Вечерний звон»)
- Почему вы так решили?
(речка, деревья, церковь звонит)
на экране крупным планом «Вечерний звон»
а) Синектика – эвристическое мышление.
(открытие)
-Так как же нам услышать эту картину?
Давайте попробуем оживить картину, используя самые обычные предметы.
- Кто мне поможет? (Поднимает руку ученик)
1ученик.
- Пожалуйста, повернись к ребятам, возьми эти предметы – музыкальные стаканы и попытайся создать звуки.
(Ребенок переливает воду)
- Ребята, что напоминает вам этот звук? (льется речка)
2 ученик.
- Кто еще поможет? Попробуй с помощью музыкального файла сделать музыку! (Ребенок шуршит пакетом)
- Ребята, есть этот звук на картине? (деревья качаются, шелестят листья).
3 ученик
Остался еще один предмет – (колокольчик).
Кто воспроизведет звук им?
(Ребенок звонит в колокольчик)
Где мы слышим этот звук на картине? (в монастыре)
- Хорошо. А теперь давайте послушаем, какая же музыка звучит в картине!
3 ученика играют звуки. Класс слушает.
- Ребята, ожила картина? (Да)
Значит картина звучит.
Спасибо. Ребята садитесь. (3 ученика садятся)
б) Графическая визуализация.
- Перед вами схема трех типов визуализации музыки. Если бы вы были композиторами, какой бы подобрали характер музыкального языка к картине?
- песенный
- танцевальный
- или маршевый.
(песенный)
На что в картине похож этот графический рисунок ?
(на речку, облака)
Выходит, в картине мы слышим не только звуки природы, в ней звучит песня.
Охарактеризуем ее с помощью средств выразительности музыки.
- Кто желает работать у доски? (Выходит ученик)
в) Содержательный анализ
Работа по таблице. Ребенок достает из кармана спрятанные слова, показывает варианты ответа классу, и с помощью одноклассников выбирает нужное слово.
1. Итак, ребята в какой динамике звучит песня? (в тихой) Почему? какое время суток изобразил художник? (вечер) А вечером какая погода? (тихая, спокойная)
2. Тогда в каком темпе звучит песня? (в медленном) Объясните (вечером никто никуда не спешит).
3. В каком ритме исполняется песня, в пунктирном (простучать) или в размеренном (простучать) ? (в размеренном)
4. – Ребята, а чтобы определить лад, посмотрите на центр картины. Какие
краски использовал художник? (светлые, яркие)
А вспомните характерные признаки минора (сыграть) и мажора (сыграть). какой из них ярче, светлее? (мажор).
5. С какой интонацией на взгляд, нужно исполнять эту песню? (спокойно).
Спасибо! Садись, пожалуйста, на место.
- Ребята, а теперь послушаем ,какая же песня звучала в душе художника, когда он писал картину.
г) Слушание рн.п. «Вечерний звон»
III Разработка. Развитие и раскрытие темы.
а) Сравнение.
А теперь сравните картину и музыку. Полностью ли соответствует им составленная нами таблица? (Да).
-Как бы вы назвали картину? (вечер, закат, колокола, вечерний звон).
Да. Это картина Левитана «Вечерний звон». Когда художник услышал р.н.п. «Вечерний звон», он мысленно представил себе пейзаж, по которому написал картину и дал ей точно такое же название.
- А почему, как вы думаете, он назвал картину «Вечерний звон»? (В ней звучат церковные колокола вечерней службы).
Послушайте тихий отдаленный колокольный звон вечерней службы в монастыре.
б) Слушание «ростовских колоколов»
в) Художественный контекст.
- А знаете ли вы, что ученым удалось доказать чудодейственную силу колокольного звона.
Оказывается, если постоять около церковной звонницы и послушать звон колоколов, душа очистится от дурных мыслей и наполнится светом, добром, красотой и спокойствием.
- Ребята, а что вы чувствуете, всматриваетесь, вслушиваясь в картину Левитана «Вечерний звон»? Какое настроение вызывает у вас картина?
- Красива картина? (Да).
- А музыка, которая в ней звучит красива? (Да).
Художник помог нам не только увидеть всю красоту русской природы, но и услышать эту красоту покоя и умиротворения.
Красотой природы восхищались не только композиторы, художники, но и многие писатели и поэты. Послушаем стихотворение Н. Рыленкова
«К Родине».
Читает ребенок
- Ребята, созвучно стихотворение теме нашего урока? (Да)
Поэт просит нас всматриваться, вслушиваться, чтобы почувствовать покой и красоту природы.
IV. Реприза. Творческая лаборатория.
- Ребята, сегодня на уроке вы были композиторами, слушателями. А кем не были? (Исполнителями).
У вас на партах имеются распечатанные листы с песней Г. Струве «Музыка»
Возьмите простой карандаш и подчеркните слова, которые покажутся вам самыми выразительными в моем исполнении.
а) Слушание песни «Музыка».
- Какие слова вы выделили?
I к. II к.
птичьи трели, лист
капели, тучка
шелест у ветра
музыка у солнышко
у зернышка
- Почему именно эти слова звучат в песни выразительно?
- Что они выражают? (Звуки и музыку природы)
б) Разучивание I к.
Сейчас мы разучим Iк. песни с помощью пластического интонирования. Смотрите на меня и повторяйте все движения за мной.
1 фраза (спела сама потом дети, а я только показывают пласт. инт).
2 фраза ( с этого же места началась мелодия: сама – дети – соединили самостоятельно 2 фразы).
3 фраза, 4 фраза (куда пошла мелодия? возьмите дыхание.На высоких нотах нужна сила).
5 фраза, 6 фраза (отдельно, потом дети самостоятельно вместе их соединили, 5 фраза выше, 6 фраза пониже рядышком на 1 ступени).
7 фраза ( по ступенькам вверх и по трезвучию спустились, сама – дети)
8 фраза ( потоптались на месте, потом скачок вверх и по ступенькам вниз спустились ,сама – дети)
Хорошо. А теперь, ребята, соединим все фразы. Уже рукой себе не помогайте. Мелодию мы уже знаем. Не забывайте выделять в пении выразительные слова.
в) Исполнение Iк. детьми
- Ребята, вы молодцы. Но я предлагаю вам выделить выразительные слова импровизацией.
г) Импровизация.
У вас на партах есть музыкальные инструменты.
- Какими инструментами можно сымпровизировать птичьи трели? (колокольчиками)
-А капели? (треугольник, латун. бубенчик)
-А шелест? ( маракасы, погремушки)
- С какой интонацией нужно исполнять эту песню? (спокойно)
А сейчас все встаньте, возьмите в руки инструменты. Пойте песню спокойно и не забывайте импровизировать голоса природы на инструментах
.
д) Исполнение и импровизация Iк. песни «Музыка»
V Кода. Вывод. Итог. Оценки. Д/З.
Вывод :
– Ребята, вам понравилось ваше исполнение? (Да)
Что же услышали мы сегодня в музыке? (покой и красоту природы).
В каких видах искусства? (в живописи и в музыке).
Итог:
-Обратите внимание на три высказывания известных писателей.
Кто прочитает их? (дети читают)
Фет: «Что не выскажешь словами, звуком душу навей!»
Экзюпери: «Самое главное глазами не увидишь.Зорко одно лишь сердце!»
Гейне: «Музыка начинается там, где заканчиваются слова»
Ребята, какое из этих трех высказываний наиболее подходит к нашему уроку и почему?
(Экзюпери .Потому что нужно не просто смотреть на картины природы, а чувствовать ее красоту и звуки).
Оценка: Сегодня все вы поработали на отлично. Вы были слушателями, композиторами, исполнителями. Возьмите на память песню Г. Струве «Музыка».
Д/З.: Выучите дома 2 куплет. Поднимите руки, кто хорошо рисует?
Нарисуйте картину, в которой будет звучать песня. Остальные ребята подберите инструменты из подручных средств и сымпровизируйте 2 куплет песни.
Мне было приятно с вами общаться, но наш урок подошел к концу. Я говорю вам до свидания, и вместе со мной вам говорят до свиданья голоса природы.
- Урок окончен!!!
Вывод под звуки природы.
Интегрированный урок в 5 классе на тему: «Краски природы на палитре музыки А. Вивальди»
Цель:
1) Формирование знаний учащихся взаимодействием двух видов искусства музыки и живописи;
2) Взаимовлиянием отражения одних и тех же явлений жизни музыкой и изобразительным искусством.
Задачи:
- сформировать умение анализировать музыкальное произведение, проводить ассоциации музыки с цветом;
- развивать ассоциативные мышление, цветовое восприятие музыки; расширять кругозор на примере рассказа об Италии - ее климатической природы, музыкальной культуры;
развивать музыкальную и визуальную память, музыкальный слух.
- воспитывать чуткое отношение к произведению великих русских художников и композиторов, а так же к музыке великих зарубежных композиторов; воспитывать коллективизм в работе по группам и в ансамбле с учителем.
Оборудование:
1) Название темы урока на доске и слова Клода Дебюсси «Музыка-сестра живописи. Музыка ближе всего к природе» К.Дебюсси.
2) мультимедийный проектор для показа презентации.
На слайдах:
а) картины пейзажистов. (А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана, В. Поленова,
А. Куинджи.)
б) Репродукция «Венеция» (фото)
в) репродукция «Венецианская ночь»
г) таблица средств музыкальной выразительности и словаря эстетических эмоций
д) портрет Антонио Вивальди
3) таблица средств музыкальной выразительности с кармашками для карточек-вкладышей; карточки-вкладиши.
4) раздаточный материал в виде карточек с названиями муз. произведений,
описывающих картины природы 9 шт.; наборы из 9 композиторов русских и зарубежных
авторов данных произведений 9 шт. (по 1 на парту).
5) бубен и колокольчик для игры в ансамбле с учителем.
6) фортепиано
7) магнитофон, кассеты с музыкой А. Вивальди (Весна, лето, осень)
8) жетоны красного и синего цвета по 22 шт. (для оценивания учащ-ся).
Методы:
9) Ассоциативный поиск, беседа, анализ, сравнение, личностно-ориентированный подход(работа по карточкам, с одаренными детьми на инструментах), изучение нового материала на основе пройденного, создание композиции (игра на инструментах в ансамбле с учителем, дирижирование), работа по группам.
Структура урока
1. Организационный момент. Приветствие
2. Актуализация
3. Объяснение материала:
а) работа с раздат. материалом.
б) слушание;
в) пение;
г) работа с таблицами;
д) анализ;
е) вывод.
4. Перемена. Физкультминутка
5. Слушание и практическая часть
6. Анализ работ учащихся
7. Подведение итогов. Выводы.
8. Оценки и Д/3.
9. Исполнение песни Т.А. Мухаметшиной «Возьмите в руки краски».
Ход урока
1. Учитель муз. Здравствуйте! Садитесь.
2. Ребята, мы уже знаем, что музыка связана с изобразительным искусством также тесно, как и с литературой.
-А что вы понимаете под словосочетанием -«изобразительное искусство»?(Это живопись, скульптура, графика)
3. Верно. Одинаково ли проявляется связь музыки между литературой и изобразительным искусством?
Нет, по-разному. При связи музыки с литературой, музыка выражается стихами или прозой. А при связи музыки с изобразительным искусством мы слушаем музыку и представляем какие-нибудь картины, (слова детей)
Поэтому уроки музыки и изобразительного искусства пройдут сегодня в необычной для вас форме - как единое целое, состоящее из двух искусств. В течении двух уроков вы будете зарабатывать оценки с помощью жетонов разного цвета.
За муз. способности получаете красные жетоны.
За работу в изо. искусстве - синие.
3. Итак, известный французский композитор - импрессионист Клод Дебюсси сказал, что «Музыка - сестра живописи. Музыка ближе всего к природе.»
Учитель изо. - Но так считал не только композитор, но и великий итальянский художник эпохи Возрождение Леонардо да Винчи.
Еще 200 лет назад возникли жанры музыкального портрета и жанровой муз. зарисовки, которые передавали состояние природы, ее жизнь. Природа и сама полна нежными трогательными звуками. Звучат звуки природы
Учитель музыки - Вы слышите? Это музыка природы: Журчанье ручейка, птичьи трели, шум леса. Все великие композиторы обращались к природе, заряжались ее энергией, а потом заряжали этой энергией и нас слушателей в своей музыке.
- Ребята, у вас на каждой парте имеется комплект портретов тех композиторов, которые создали картины природы в музыке.
Сейчас я раздаю карточки с названием муз. произведений. А вы найдите соответствующего ей композитора.
Для этого надо вспомнить не только его фамилию, но еще и как он выглядит. Та группа ребят, которая быстро и верно ответит, получает по красному жетону. «Весенняя песня» - И.С. Бах Романс. «Жаворонок» - М.И. Глинка. «Пасторальная симфония» - Л. В. Бетховен. Опера «Садко» (морские пейзажи) - Н.А. Римский-Корсаков. «Песня о родном крае» - Д.Б. Кабалевский.
«Маленькая ночная серенада» - В.А. Моцарт. Симфоническая опера «Петя и волк» - С.С. Прокофьев. Цикл «Времена года» - П.И. Чайковский. «Пер Гюнт» (Утро) - Э. Григ
Учитель изо. Молодцы! Получите жетоны.
Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето – неповторимо. Они всегда были источниками вдохновения для поэтов, композиторов и художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы.
- Ребята, как называется художники, которые пишут природы? (пейзажисты).
Да. Мы называем их пейзажистами.Назовите их! ( Саврасов, Шишкин, Левитан, Поленов). Они любили нашу природу, наблюдали за ней и могли передать, какого цвета каждое время года.
Учитель муз. Ребята сегодня мы познакомимся с известным итальянским композитором XVIII века, который также красочно, как и другие художники и композиторы смог запечатлеть в своей музыке красоту родной итальянской природы. Но прежде, нам нужно побывать в Италии. В прошлом году, когда вы были в 4 классе, итальянские мелодии уже звучали у нас на уроке. Их сочинили русские композиторы, которые побывали в Италии. Вспомнить их нам помогут муз. подсказки.
Звучат фрагменты: «Итальянская полька» Рахманинова,
«Неаполитанская песенка» Чайковского. Дети угадывают.
- Хорошо. Какие характерные черты имеет итальянская музыка и почему ее нельзя перепутать с музыкой других народов мира?
( Острый ритм затягивается, акцентируется слабая доля).
Вызвать 2 одаренных детей - Покажите на инструментах .
-Ты (имя) ударяй в бубен сильные доли.
- А ты (имя) звени колокольчиком слабые доли, которые затягиваются.
Игра детей в ансамбле с учителем «Неополетанской песенки»
- Молодцы, получите жетоны садитесь.
А сейчас я усложню задачу:
Угадайте музыку по ритму
Хлопки ритмического рисунка на слова романса «Венецианская ночь»
- Ночь весенняя дышала светлой южною красой.
(Это романс Глинки «Венецианская ночь» )
- А что вы знаете о Венеции?
(Это город в Италии, расположен на воде. Вместо автобусов там передвигаются на лодках-гондолах.)
На экране Венеция.
-А теперь представьте… южная весенняя ночь, тепло, кругом плавно качаются лодки, тишина и спокойствие. Представили?
Спойте этот романс так, как вы вообразили сейчас, тихо, легко.
Исполнение романса «Венецианская ночь»
Хорошо, спасибо. А если бы из романса убежали слова, смогли бы мы понять его смысл?
( Да. Нам помогла бы музыка и все рассказала.)
- Правильно, каким образом?
( С помощью средств выразительности в музыке.)
-Верно. Назовите эти средства муз. выразительности.
(-Динамика.
-Темп
-Лад
-Ритм
-Интонация
-Регистр)
На экране таблица
Давайте воспользуемся таблицей на экране и выберем из словаря эстетических эмоций необходимые слова, характеризующие средства муз. выразительности.
Средства выразительности музыки | Словарь эстетических эмоций |
Динамика | Усиливая, затихая, громко, |
Темп | Медленно, спокойно, подвижно, |
Ритм | пунктирно, размерено, ровно, остро |
Лад | мажорно, минорно |
Интонация | нежно, грубо |
Регистр | высоко (сопрано), средне (альт), низко (бас) |
Учитель изо: Обратите внимание на картину! Можем ли мы увидеть здесь средства выразительности из таблицы? (Да, можем)
-Какими красками художник показал тишину и покой?(ответы детей)
Мы увидели спокойную тихую погоду, ничего не тревожит и не нарушает ее тишины и покоя.
- Можем ли мы увидеть здесь мажор?
(Мажор светлый, а здесь темные краски. Свет отражает луна и возвышенность гор придает возвышенность мажору)
-Видим ли мы нежную интонацию и мягкий тембр?
(Нежность и мягкость придает плавное покачивание гондол)
- Что мы видим на переднем плане?
(Берег)
-Что мы видим на экране слева?
(Гора)
-А справа?
(Водный простор )
-Что показано на заднем плане картины?
(Горизонт, луна)
-Как вы думаете, что здесь самое главное на картине?
( Центр)
-Да. Середина - средний регистр нам показывает серебримую гладь воды, (дети получают синие жетоны за анализ картины).
Учитель муз. Ребята, так можем ли мы увидеть музыку в живописи
(Да можем)
ПЕРЕМЕНА .ФИЗ.МИНУТКА
Учитель изо: Итак, ребята, вы вспомнили Италию в русской музыке.
- Что же это за страна, которую так воспевали композиторы, художники и поэты?!
На экране Италия
Италия расположена на юге Европы на 2 крупных островах Сицилия и Сардиния. В Италии почти не бывает снега. Природа отличается от нашей мягким климатом, поскольку окружена водой. Многие русские художники после окончания Академии художеств направлялись на стажировку в Италию. Именно эта страна манила русских художников как колыбель культуры, страна свободы, страна, богатая древними памятниками, сооружениями архитектуры. Рим населяла целая многонациональная плеяда художников.
Учитель муз: В этой удивительной стране творил в XVIII веке Антонио Вивальди
На экране портрет Вивальди
Он прославился как блестящий скрипач - виртуоз, композитор. Своим произведениям Вивальди часто давал программные названия. К ним относятся 4 концерта знаменитой серии «Времена года» как у Чайковского. Это Весна, Лето, Осень, и Зима. Ребята, дома вы должны были найти определение концерта в рабочих тетрадях. Кто прочитал? Назовите страницу (стр. 9)
(Концерт - Зх частное произведение с сольными инструментами в оркестре). Значит, концерт обязательно бывает в Зх частях и должен звучать какой- либо сольный инструмент.
- Хорошо. Сейчас прозвучит I часть концерта «Весна». Только вы должны доказать, что это концерт. Для этого , когда будет звучать весь оркестр вы дирижируете двумя руками, а когда звучит сольный инструмент - одной рукой.
Слушание весна
-Большой оркестр звучал или малый? (малый)
-Как называется неполный оркестр? (камерный)
-Какие же инструменты звучали в камерном оркестре? (Струнные) Давайте разберем характер музыки
-Какие звуки природы вы услышали?
(Музыка радостная, проникнута светом - это матор., теплом весеннего солнца. Все живые организмы, радуются приходу весны, поэтому мы слышали танцевальные интонации, торжественно солировали скрипку, передавая пение птиц).
Учитель изо: Ребята, вы знаете уже, что музыка звучит и краски дружат друг с другом, поэтому музыка помогает нам в нашей работе. Звуки и краски создают хорошее настроение. Они как волшебники, нужно только раскрыть секрет этого волшебства. Звуки высокие - светлые краски, желтые, белые, вызывают в нас чувство нежности. Звуки низкие (басы)- наоборот, вызывают чувство тревоги. А иногда музыкальные звуки соединяются по-разному, образуют разные настроения, то грустные, то нежные. Вы прослушали фрагмент концерта «Весна». Скажите, какие цвета преобладают весной?
(Палитра весны сочная - цвет первой зелени - желто-зеленный, пышные цветения деревьев - белые, бело-розовые тона, яркое небо - голубое, прилет птиц - темные точки.)
Прослушанная нами музыка пронзительная, звонкая, яркая, наполнена радостью. В ней чувствуется движение, полет и пение птиц. Мелодия так и светится, как первые лучи весеннего солнца. А в низких звуках мы слышим торжественный шаг. Так идет к нам весна. Ребята, мы разобрали палитру фрагмента концерта «Весна». Теперь нам предстоит при помощи красок, используя пятна, линии и мазки нарисовать, свое понимание музыки. В ходе работы не забудьте о правилах построения композиции, о колорите произведения.
дети рисуют весну
Учитель муз: Хорошо, ребята, если вы закончили, продолжаем прослушивание концертов серии «Времена года» Вивальди.
- После весны приходит лето.
слушание лета (гроза)
-Какое лето изобразил композитор?
(Спокойную природу, солнечную жаркую погоду, потом гром, грозу)
-Да. Действительно, жаркий душный день, обычно заканчивается грозой. Музыка этого фрагмента различна по настроению и ритму. Вначале слышится затишье пред грозой, поэтому динамика тихая, темп спокойный.
- Какие инструменты показали жаркую погоду?
(Скрипки, альты )
- А какой инструмент предвещает грозу?
(Контрабас)
Постепенно усиливается тревога, музыка становится все более взволнованной, усиливается ветер, превращается в ураган, слышны раскаты грома, пошел дождь. Взрывы, всплески струнных прекрасно передают дождевую лавину.
Учитель изо: Какая палитра лета?( Летом преобладают яркие цвета.) Жаркое солнце окрашивает и изменяет краски. Прослушанная нами музыка сначала нежная, ласковая. Летают бабочки, одуванчики ждут дуновение ветерка, чтоб унестись на его волнах. Вдруг музыка потемнела, словно на небе появились темные тучи, ветер усилился, море начало волноваться. Пошел дождь. Попробуем изобразить музыку лета акварелью.
- Ребята, поскольку лето вы услышали в разных характерах, то выбираете разную палитру. Кто-то захочет нарисовать жаркую теплую погоду, а кто-то грозу с дождем дети рисуют по выбору 2 фрагмента лета. учитель изо. показывает интересные работы классу
Учитель муз.: Продолжаем прослушивание концертов «Времена года». Сейчас я не буду называть это время года. Вы сами его поймете и определите, потому что зазвучит необычный инструмент.
слушание осени.
Итак, какое время года звучит? (Осень )Почему осень? Как вы догадались?
( Потому что грустно, минорный лад, темп неторопливый )
-А кто отгадал, какой инструмент здесь солирует?
( Клавишный)
-Это клавишник. Что он изображает?
(Дождь)
Во времена Вивальди не было еще пианино. Его родственником был клавесин, который короче пианино, имеет 2 ряда клавиатуры. В данном случае клавесин солирует и передает своими звуками сиплыми дождевые капли, а струнные создают фон грусти.
Ребята, сравните, чем отличается дождь лета и дождь осени в музыке Вивальди? (Летний дождь громко исполнялся и в быстром, стремительном темпе, энергично, мажорно. А осенний дождь звучал тихо, спокойно, минорно)
Учитель изо: Осенью преобладают, какие цвета? (Желтые, красные, оранжевые)
-Верно. Краски обильного урожая - темно-синие лозы винограда, розового абрикоса. Часто идут дожди, поэтому на палитре мазки красок в виде капель и пятен. Темное небо и вершины гор указывают о приближении зимы, времени спокойствия и короткого сна. Прослушанная музыка навеяла на нас грусть. В душе умиротворенность: мы знаем, что после короткой зимы снова придет весна, цветущая и теплая!
дети рисуют осень,потом рассказывают, почему они выбрали тот или иной цвет, мазок, штрих.
Учитель муз: Ребята, можем ли мы увидеть музыку? (Да. Мы слушаем музыку и представляем картины)
- С помощью чего мы понимаем , представляем, видим музыку? (С помощью средств музыкальной выразительности )
-Верно. Что вы увидели в музыке Вивальди?
(Картины итальянской природы, смены времени года)
- Ребята, а что вам больше всего понравилось на уроке сегодня?(ответыдетей)
ВЫВОД: Музыка и живопись два искусства, которые неразрывно связаны друг с другом.
Учитель изо.: Д/3. Итак вы прослушали, увидели и запечатлели палитру весны, лета и осени Дома подберите и напишите палитру зимы самостоятельно
Учитель муз.: На следующем уроке музыке мы прослушаем концерт «Зима», и сравним его с вашими рисунками, правильно ли вы подобрали цветовую гамму. Все, кто е - 5 по изобразительному искусству. А сейчас сюрпризный момент: всем заработал красные жетоны получают 5 по музыке, а кто заработал синиприсутствующим гостям ,учителям музыки и изобразительного искусства - песня «Возьмите в руки краски».
Исполнение «Возьмите в руки краски»